Литературные произведения, будь то короткие сказки или многотомные романы, на протяжении долгих лет подталкивают на создание фильмов и сериалов. На то, каким в итоге получится на экране книжный персонаж, влияет не только удачный кастинг, но и продуманная работа с образом. Особняком стоят костюмы, через которые художники могут передать свое видение героев.
Мы вспомнили культовые экранизации и решили устроить «битву костюмов». Предупреждаем: возможно, после прочтения статьи вы захотите пересмотреть все эти роскошные фильмы. А в качестве бонуса мы предлагаем сравнить, где наряды получились удачнее: в советской экранизации «Трех мушкетеров» или в зарубежных фильмах.
«Эмма»
![](https://mavuby.ru/wp-content/uploads/2021/11/my-sravnili-15-kostyumov-iz-ekranizaciy-odnogo-i-togo-je-proizvedeniya-i-ne-mojem-reshit-kakoy-naryad-kruche-01.jpg)
В 1996 году вышел многосерийный фильм, снятый по мотивам романа Джейн Остин. Главную роль исполнила юная Кейт Бекинсейл, а за костюмы отвечала Дженни Беван. Художница сделала ставку на историческую достоверность и не прогадала: за эту работу она получила престижную награду.
![](https://mavuby.ru/wp-content/uploads/2021/11/my-sravnili-15-kostyumov-iz-ekranizaciy-odnogo-i-togo-je-proizvedeniya-i-ne-mojem-reshit-kakoy-naryad-kruche-02.jpg)
Художник по костюмам Александра Бирн трудилась над образами к фильму с Аней Тейлор-Джой. Дизайнер решила сознательно нарушить правила и добавила детали, которых в то время просто не могло существовать. Например, вязаные и трикотажные спенсеры, как под плащом у героини слева, в эпоху Регентства никто не носил. Александра Бирн хотела создать на экране мир, заслуживающий доверия, а не достоверно передать конкретное время.
«Мэри Поппинс» — «Мэри Поппинс возвращается»
![](https://mavuby.ru/wp-content/uploads/2021/11/my-sravnili-15-kostyumov-iz-ekranizaciy-odnogo-i-togo-je-proizvedeniya-i-ne-mojem-reshit-kakoy-naryad-kruche-03.jpg)
Костюмы для музыкального фильма 1964 года создавал Тони Уолтон. Эту работу ему предложил сам Уолт Дисней. Труды художника не оказались напрасными: его номинировали на премию «Оскар» в категории «Лучшие костюмы».
В декабре 2018 года вышло продолжение с Эмили Блант в главной роли. Ответственной за красочные костюмы была Сэнди Пауэлл, которую тоже номинировали на «Оскар».
![](https://mavuby.ru/wp-content/uploads/2021/11/my-sravnili-15-kostyumov-iz-ekranizaciy-odnogo-i-togo-je-proizvedeniya-i-ne-mojem-reshit-kakoy-naryad-kruche-04.jpg)
Для фильма 2018 года с нуля создали 448 костюмов. Большинство из них были скроены из хлопка, и команде художников приходилось вручную раскрашивать все ткани.
«Маленькие женщины»
![](https://mavuby.ru/wp-content/uploads/2021/11/my-sravnili-15-kostyumov-iz-ekranizaciy-odnogo-i-togo-je-proizvedeniya-i-ne-mojem-reshit-kakoy-naryad-kruche-05.jpg)
Героев экранизации 1994 года одевала Коллин Этвуд, а костюмами для киноадаптации 2019 года занималась Жаклин Дюрран. Обе художницы сделали все возможное, чтобы через наряды подчеркнуть характер каждой героини. Например, в обеих экранизациях в образах Джо в первую очередь показывается ее свободолюбие.
![](https://mavuby.ru/wp-content/uploads/2021/11/my-sravnili-15-kostyumov-iz-ekranizaciy-odnogo-i-togo-je-proizvedeniya-i-ne-mojem-reshit-kakoy-naryad-kruche-06.jpg)
А в образах самой младшей сестры Эми всегда подчеркивается ее любовь к красивым, дорогим вещам и желание быть самой стильной и модной.
«Отверженные»
![](https://mavuby.ru/wp-content/uploads/2021/11/my-sravnili-15-kostyumov-iz-ekranizaciy-odnogo-i-togo-je-proizvedeniya-i-ne-mojem-reshit-kakoy-naryad-kruche-07.jpg)
Во время съемок фильма 2012 года команда дизайнеров во главе с Пако Дельгадо одела около 4 500 человек. Самому Дельгадо больше всего понравилось работать над женскими нарядами, в особенности над образом героини Хелены Бонем Картер.
![](https://mavuby.ru/wp-content/uploads/2021/11/my-sravnili-15-kostyumov-iz-ekranizaciy-odnogo-i-togo-je-proizvedeniya-i-ne-mojem-reshit-kakoy-naryad-kruche-08.jpg)
А для сериала 2018 года костюмы делала Марианна Агертофт. Она старалась сшить наряды, которые бы точно соответствовали эпохе. Возможно, именно поэтому они получились более сдержанными, чем в одноименном фильме.
«Дюна»
![](https://mavuby.ru/wp-content/uploads/2021/11/my-sravnili-15-kostyumov-iz-ekranizaciy-odnogo-i-togo-je-proizvedeniya-i-ne-mojem-reshit-kakoy-naryad-kruche-09.jpg)
Для фильма Дэвида Линча образы героев продумывал Боб Рингвуд. По словам художника, у них было всего 4 месяца на то, чтобы создать около 9 000 костюмов. Команде приходилось работать по ночам, ведь к утру все уже должно было быть на съемочной площадке.
![](https://mavuby.ru/wp-content/uploads/2021/11/my-sravnili-15-kostyumov-iz-ekranizaciy-odnogo-i-togo-je-proizvedeniya-i-ne-mojem-reshit-kakoy-naryad-kruche-10.jpg)
Героев экранизации 2021 года одевали Жаклин Уэст и Боб Морган. Над костюмами трудились почти 200 человек. Художники вдохновлялись античностью, работами Франсиско Гойи и модного дома Balenciaga.
![](https://mavuby.ru/wp-content/uploads/2021/11/my-sravnili-15-kostyumov-iz-ekranizaciy-odnogo-i-togo-je-proizvedeniya-i-ne-mojem-reshit-kakoy-naryad-kruche-11.jpg)
Отдельного внимания заслуживают фильтрокостюмы, благодаря которым герои «Дюны» выживают в пустыне. Для экранизации 2021 года каждый фильтрокостюм вырезали по слепку тел актеров, поскольку было важно, чтобы во время съемок все чувствовали себя максимально комфортно.
«Ведьмы»
![](https://mavuby.ru/wp-content/uploads/2021/11/my-sravnili-15-kostyumov-iz-ekranizaciy-odnogo-i-togo-je-proizvedeniya-i-ne-mojem-reshit-kakoy-naryad-kruche-12.jpg)
Обе экранизации основаны на одноименном романе Роальда Даля. Героев фильма 1990 года одевала Марит Аллен, а костюмами для последней киноленты занималась британская художница Джоанна Джонстон. Она вдохновлялась иконами стиля 1960-х: Мэрилин Монро и Жаклин Кеннеди.
«Белоснежка и охотник» — «Белоснежка: Месть гномов»
![](https://mavuby.ru/wp-content/uploads/2021/11/my-sravnili-15-kostyumov-iz-ekranizaciy-odnogo-i-togo-je-proizvedeniya-i-ne-mojem-reshit-kakoy-naryad-kruche-13.jpg)
Несмотря на то что оба фильма вышли в 2012 году, они отличаются атмосферой, что отразилось и в костюмах. Коллин Этвуд придумывала наряды для более мрачной версии «Белоснежки». Она одевала Шарлиз Терон в необычные платья. Например, одно из них было сделано из панцирей навозных жуков, которые купили в Таиланде на блошином рынке.
Через наряды художник по костюмам хотела рассказать историю королевы Равенны. На протяжении фильма у нее обнаруживается все больше и больше проблем с психикой, поэтому ее платья становятся мрачнее.
![](https://mavuby.ru/wp-content/uploads/2021/11/my-sravnili-15-kostyumov-iz-ekranizaciy-odnogo-i-togo-je-proizvedeniya-i-ne-mojem-reshit-kakoy-naryad-kruche-14.jpg)
«Белоснежка: Месть гномов» — фильм комедийной тональности. По сравнению с Шарлиз Терон Джулия Робертс выглядит не такой опасной, хотя не менее стильной. За наряды отвечала японский дизайнер Эйко Исиока. Она с командой создала с нуля более 400 образов и дополнительно переделала 600 нарядов.
«Война и мир»
![](https://mavuby.ru/wp-content/uploads/2021/11/my-sravnili-15-kostyumov-iz-ekranizaciy-odnogo-i-togo-je-proizvedeniya-i-ne-mojem-reshit-kakoy-naryad-kruche-15.jpg)
Итальянский дизайнер Мария Де Маттеи в 1957 году была номинирована на премию «Оскар». И вполне заслуженно: одно нежное бальное платье Одри Хепберн стоит всех наград. А костюмы для сериала BBC делал Эдвард Гиббон. Часть нарядов специально закупали в России и Беларуси.
«Золушка»
![](https://mavuby.ru/wp-content/uploads/2021/11/my-sravnili-15-kostyumov-iz-ekranizaciy-odnogo-i-togo-je-proizvedeniya-i-ne-mojem-reshit-kakoy-naryad-kruche-16.jpg)
Сэнди Пауэлл изготовила для актрисы Лили Джеймс шикарное небесно-голубое платье, на которое ушло больше дюжины слоев тончайшего шелка.
А для певицы Камилы Кабельо, которая сыграла Золушку в 2021 году, художник по костюмам Эллен Мирожник придумала совсем иной наряд. Дизайнер остановилась на белом платье, на которое ее вдохновили стеклянные туфли Swarovski.
![](https://mavuby.ru/wp-content/uploads/2021/11/my-sravnili-15-kostyumov-iz-ekranizaciy-odnogo-i-togo-je-proizvedeniya-i-ne-mojem-reshit-kakoy-naryad-kruche-17.jpg)
В «Золушке» 2015 года особое внимание уделили образам мачехи и злых сестер. Художник по костюмам сделала нарочито смешные, нелепые наряды, чтобы подчеркнуть нравственную низость героинь. Судя по костюмам 2021 года, создатели последней «Золушки» пошли по тому же пути.
Бонус: «Д`Артаньян и три мушкетера» — «Три мушкетера» — «Мушкетеры»
![](https://mavuby.ru/wp-content/uploads/2021/11/my-sravnili-15-kostyumov-iz-ekranizaciy-odnogo-i-togo-je-proizvedeniya-i-ne-mojem-reshit-kakoy-naryad-kruche-18.jpg)
За костюмы нашей версии «Мушкетеров» отвечала Татьяна Острогорская. По словам режиссера, эскизы Острогорской (красная кардинальская мантия и голубое платье Анны Австрийской) до сих пор висят у него дома.
Великолепные костюмы в «Трех мушкетерах» — заслуга Джона Молло. А автором нарядов более современной киноадаптации стал Пьер-Ив Жиро. Кажется, это один из тех случаев, когда действительно трудно выбрать, в каком фильме образы лучше, потому что они все выглядят роскошно, что отмечают и критики.